Формирование гражданских и патриотических качеств личности средствами белорусского народного танца
Автор: Сенченко Марина Владимировна,
педагог дополнительного образования
кружка «Белорусский народный танец»
Центра технического и художественного творчества детей и молодёжи
Фрунзенского района г. Минска «Зорка»
ВВЕДЕНИЕ
Переживая период духовного самоопределения, самопознания, переосмысления своего прошлого, Беларусь ищет себя, ищет идеи, которые могли бы стать фундаментом ее новой государственности. Особую значимость сегодня приобретают, прежде всего, те из них, которые обращены к Отечеству, связаны с патриотизмом, с гражданственностью. Только любовь к своей Родине является основой основ, непреходящей общечеловеческой ценностью, которая побуждает человека испытывать возвышенные чувства и совершать благородные поступки. Гражданственность как одна из главных качеств личности имеет своё историческое содержание и выдвигает новые требования к гражданину современной Беларуси. Говоря о гражданственности и патриотизме, их месте в истории и духовном развитии современного белорусского государства, следует помнить о наследии наших предков. Только с возвращением памяти прошлого можно начать поиск пути в будущее. Сегодня мы всё чаще и чаще слышим слова: «Вместе – за сильную и процветающую Беларусь!». Это не просто дань истории, это, прежде всего стремление к преемственности в духовных основах нашего развития, к укреплению традиций в культуре белорусского народа, к повышению национального самосознания. Только приобщая молодежь к историческому наследию государства, воспитывая в ней истинные патриотические чувства, можно не оказаться на обочине мировой цивилизации.
Народный танец – один из источников формирования гражданско-патриотических качеств личности, национального самосознания, что и обусловило выбор темы представленного опыта: «Формирование гражданско-патриотических качеств личности средствами белорусского народного танца»
Цель представленного педагогического опыта работы – формирование гражданско-патриотических качеств личности, осознанное понимание роли своей нации в мировом культурно-историческом процессе.
Задачи:
- воспитание гражданско-патриотического отношения к историческому наследию белорусского народа, чувства гордости за национальную культуру;
- формирование чувства патриотизма, гражданственности и национального самосознания средствами белорусского народного танца;
- повышение социального статуса гражданско-патриотического воспитания в системе дополнительного образования детей и молодёжи, укрепление и развитие воспитательных функций образовательных учреждений.
АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА
Любое государство сильно законами, общими правилами, целями, стратегией развития, определенной идеологией. Позиция страны – это, прежде всего, ее политика и идеология по отношению не только к другим странам и народам, но и к собственным гражданам, своему народу. Идеология призвана объединить общество, способствовать гражданскому согласию, если в ее основе лежат общечеловеческие ценности и национальные интересы.
Говоря сегодня о целях и задачах идейно-воспитательной работы, следует помнить о приобщении подрастающего поколения к основополагающим ценностям отражающих сущность белорусской государственности и формирование активной гражданской и личностной позиции молодежи в становлении сильного авторитетного государства.Безусловно, для достижения таких целей следует формировать у детей систему знаний, способствующих пониманию современных событий и явлений в истории страны, о представлении роли личности и ее ответственности за мир, окружающую среду, гражданское общество, коллектив, свою семью, за самого себя.
Одним из важнейших направлений идейно-воспитательной работы является гражданско-патриотическое воспитание.
Гражданско-патриотическое воспитание ориентировано на формирование чувства любви и уважения к своей Родине, гордости за достижения Беларуси, приумножение авторитета страны через собственные достижения. Активная гражданская позиция, чувство ответственности за развитие Беларуси, сознательный выбор национальных интересов как приоритетных, уважение Конституции Республики Беларусь и других Законов государства – основные задачи гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодёжи.
Гражданско-патриотическое воспитание детей способствует знакомству с традициями, идеями и культурой белорусов, приобщению их к национальному наследию.
Без преемственности поколений были бы невозможны прогресс и поступательное развитие общества. Народные традиции – это сокровищница мудрости, кладовая педагогической мысли и нравственного здоровья, это духовные истоки. Забывая, свои корни, человек разрывает связь времен и поколений, теряет не только то, что формирует его национальный облик, но и то, что связывает его с общечеловеческой культурой.
Без любви, без интереса к собственной истории, к культуре своей страны не может быть полноценной жизни. Ведь в опыте наших дедов и отцов есть зерна такой мудрости, которые и в настоящее время прорастут и дадут всходы.
Века и тысячелетия решается задача осмыслить, сохранить и передать следующим поколениям и то всеобщее, чем жило человечество, и все частное, что представляет неповторимое лицо нашего народа.
Многие традиции прерваны, а в новых, во многом, растерян тот потенциал, который веками собирался по крупицам. Выросли новые поколения, не владеющие родным языком, плохо знакомы с белорусской культурой и воспитанные на совершенно иных ценностях и ориентирах.
Народ своим коллективным разумом осознавал, что воспитание нельзя ограничивать рамками семьи, что это дело всего взрослого населения, всего общества. Иногда, наблюдая на улице вызывающее поведение современных подростков, думается, не является ли это следствием безучастного отношения к ним окружающих взрослых.
В современных условиях, благодаря развитию музыкальной индустрии, ориентации подростков в области музыки, хореографии формируются, главным образом, под воздействием средств массовой коммуникации и общения со сверстниками. Это приводит к потреблению образцов сомнительного эстетического качества, рассчитанных на невзыскательный вкус в силу легкости восприятия (незамысловатая мелодия, танцевальный ритм, элементарная). Такие разновидности современной хореографии, как «хип-хоп», «брейк-данс» «R@B», «модерн», «джаз-модерн», направления уличной афроамериканской хореографии, популярные сегодня, так называемые, социальные танцы (на основе латино-американских) – сугубо развлекательные направления, выполняющие не столько эстетическую, сколько коммуникативную и фоновую функции, пользуются в подростковой среде широкой популярностью, в то время как народная хореография, которая несёт определенную смысловую нагрузку, остаётся за пределами внимания подростков.
В то же время процесс национально-культурного возрождения в Беларуси побуждает у широкой массы общественности интерес к культуре, истории и народному творчеству. Фольклор, прикладное народное творчество, старинные обряды, народные танцы и песни, обычаи и праздники – это наши корни, а жить без них противоестественно.
Новизна представленного педагогического опыта состоит в том, что народная хореография (фольклорно-бытовые, обрядовые танцы) в обработке для детей и адаптации их к исполнению на сцене – это лучший начальный материал для изучения белорусской народной культуры, своего рода, фундамент для формирования национального самосознания.
Новизна опыта так же заключается в синтезе элементов известных методик обучения хореографии и педагогических находок в традициях народного творчества для эффективности образовательного процесса.
Поиск новых подходов в формировании гражданско-патриотических качеств личности средствами белорусского народного танца выявил следующие противоречия, сложившиеся в педагогической реальности:
- в сегодняшние дни существует глубокая потребность в информации о примерах патриотизма и высокой гражданственности по отношению к национальной культуре и недостаточная степень удовлетворения потребности в рамках школьного образования;
- на фоне разнообразной современной хореографии, востребованной подростками и представителями различных субкультур, примитивное, шаблонное представление о народной танцевальной культуре;
- потребность у детей и молодёжи в воспитании ценностного отношения к своей национальной культуре, толерантного, осознанного и уважительного отношения к истории и образу жизни народа Беларуси и недостаточность методов и технологий удовлетворения данной потребности.
Богатый практический опыт и анализ обозначенных противоречий в практике дополнительного образования детей и молодёжи позволяет сделать вывод о необходимости поиска путей реализации поставленных задач через возможности народного танцевального творчества в формировании гражданско-патриотических качеств подрастающего поколения, национального самосознания.
В основу представленного педагогического опыта положены также идеи белорусского балетмейстера К.А. Алексютовича, танцовщицы, автора серии книг «Белорусский народный танец», Л.К. Алексютович, балетоведа, доктора искусствоведения, профессора Ю.М. Чурко.
Основные ценностные ориентиры и педагогические принципы были сформированы под влиянием личного участия в деятельности Народного ансамбля танца «Весялуха» под руководством И.М. Черняка на базе ДК профтехобразования «Юнацтва», а так же опираясь на практику и личный профессиональный опыт.
В танцевальном народном творчестве с одной стороны часто отражены воинский дух, доблесть, героизм, воспроизводятся сцены боя, с другой стороны в народном танце большое место занимает лирика.
Тема представленного педагогического опыта тесно взаимосвязана с такими понятиями как патриотизм, гражданственность, национальная культура, национальное самосознание. В педагогической и философской литературе встречается большое количество определений данных понятий:
- патриотизм – сформировавшаяся позиция и чувство верности своей стране и её народу, чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, где человек родился и воспитывался, готовность к служению своей стране;
- гражданственность, основа перед Отечеством, активная гражданская позиция, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания, забота о благосостоянии общества;
- нация – общность людей, существующих на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания;
- национальное государство – одним из определений которого является государство с общей территорией и историко-культурными ценностями жителей страны. Республика Беларусь – национальное государство;
- национальное самосознание – разделяемое всеми гражданами представление о своей стране, её народе, чувство принадлежности к своей стране и народу;
- национальная культура – совокупность символов, верований, ценностей, норм и образцов поведения, которые характеризуют человеческое сообщество в той или иной стране. Создателем национальной культуры выступает образованная часть общества: писатели, ученые, философы, художники.
ОПИСАНИЕ СУЩНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Мы живем в трудное время: нарушены естественные связи людей с их корнями, историей, поэтому активизация работы с детьми в этом направлении имеет огромное значении, ибо только подлинная культура с ее традициями, народным духом может противостоять тому суррогату, который в изобилии преподносится сегодня в различных информационных источниках. Знание национальной культуры – это не просто получение новой информации, это эффективное воспитание и развитие личностных качеств, формирование определенного мировоззрения, гордости за свой народ, за свою Родину, уважительное отношение к семье, к культурному наследию своих предков.
Народные традиции в настоящее время настолько преданы забвению, что их творческое возрождение вполне справедливо воспринимается как инновационный феномен. Их использование в новых социальных условиях даёт неожиданный положительный результат и приводит к новым педагогическим находкам.
В процессе формирования гражданско-патриотических качеств, реализуя на практике новые идеи, огромную роль играет фольклор. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание фольклора, его отдельных произведений, составляют жизнь народа, его миропонимание, социально-исторические, философские и художественно-эстетические взгляды.
Основные педагогические идеи педагога заключаются в следующем:
- понимание и осознание фольклора, народных традиций, народного творчества являютсянеотъемлемойсоставляющей в формировании гражданско-патриотических качеств личности детей и подростков;
- опираясь на широкую фольклорно-драматургическую основу, синтез танцевально-песенного творчества, богатый хореографический и фольклорно-этнографический материал воспитывать в участниках уважения к своим предкам, гордости за свою Родину, чувство национального самосознания;
- участие в творческих проектах, концертных выступлениях, социально значимых акциях создаёт условия для творческой самореализации воспитанников коллектива.
Танец – это образное, выразительное, музыкально-ритмическое воспроизведение событий, которые происходили с человеком; явлений, которые наблюдал человек; чувств, которые волновали человека; характера, который проявлял человек.
Народный танец — один из древнейших видов народного творчества. Танец был частью народных представлений на праздниках и ярмарках. Появление танцев связано с народными обрядами, особенностями быта людей.
Для того чтобы познакомиться в коллективе с народными традициями в полной мере:
- изучается большой музыкально-хореографический спектр народного творчества: танцы календарно-земледельческого цикла, семейно-обрядовые танцы, любовная лирическая хореография;
- познаются и изучаются не только особенности хореографической лексики народного танца и содержание обрядов, но и постигается глубина философии человеческой жизни.
Танец воспитывает в детях трудолюбие, целеустремленность, гармонию души и тела, способствует мотивации детей к духовному развитию и физическому самосовершенствованию, стремлении к здоровому образу жизни.
Неоценимое значение имеет развитие интереса и любви к танцу. С первых шагов, придя в кружок «Белорусский народный танец», воспитанники получают начальное, пока еще элементарное, представление о народном танце.
Весь образовательный процесс в кружке построен на основе устойчивого интереса к национальной культуре вообще и народному танцу в частности, развитие творческих способностей детей через их собственную деятельность. Таким образом, в коллективе создаются условия для формирования чувства причастности к своему народу, его истории, культуре.
В кружке занимаются дети от 6 до 16 лет. Весь состав коллектива делится на несколько возрастных групп. Образовательный процесс в группах осуществляется на основе реализации творческой программы.
Образовательный цикл программы делится на три возрастных уровня. Этот принцип наиболее рационален в системе обучения детей творчеству, так как происходит развитие по образовательной спирали целого комплекса составляющих элементов. Пройдя все три этапа обучения, воспитанники достигают такого уровня подготовки, который позволяет создавать интересные постановки, групповые и сольные номера, которые тематически могут быть объединены в концертную программу или существовать как самостоятельные номера в программах различных концертов.
В зависимости от результатов обучения и индивидуальных способностей, у кружковцев есть возможность не проходить обучение на определённом уровне, а перейти на более высокий уровень обучения.
- На первом уровне обучения занимаются дети в возрасте 6-9 лет, имеющие определённые способности для занятия хореографией. Данный уровень обучения рассчитан на период от 1 года до 3-х лет.
- На втором уровне обучения занимаются дети в возрасте 10-13 лет, с хорошо усвоенными навыками и умениями в хореографии и народном танце. Этот уровень обучения рассчитан на период до 3-х лет.
- На третьем уровне обучения занимаются подростки в возрасте от 14 лет. Это более подготовленные танцоры, способные вести активную концертную, общественную социально-значимую деятельность. Программа обучения данного уровня рассчитана на период от 2-х лет.
Выбору репертуара в кружке «Белорусский народный танец», я как, балетмейстер-хореограф уделяю особое внимание. Он должен быть интересным, доступным, ярким по эмоциональному восприятию, соответствовать творческим способностям и навыкам участников коллектива.
Репертуар коллектива состоит из белорусских народных танцев (традиционных «Лявониха», «Крыжачок», «Трасуха-рагатуха»), фольклорно-бытовых танцев («Вясковая полька», «Кадрыля», танец казы, аутентичный хоровод «Го-го-го, каза»), обработанных и адаптированных для исполнения на сцене, стилизованных белорусских танцев в современной музыкальной обработке («Субботина», «Кошык-полька»).
Такая концертная программа коллектива, создаёт связь человека с жизнью, помогая передавать мысли и чувства, радости и печали, помогает ребятам понять и принять характер народа, его темперамент и вместе с тем осознать себя частью родной земли.
На протяжении нескольких лет, воспитанники кружка выезжали в фольклорно-творческие экспедиции, где встречались с жителями деревень и творческими коллективами районов Минской области. Во время таких встреч ребята выступали в школах и домах культуры с концертными программами, а так же записывали народные бытовые танцы, сказки, прибаутки, истории. В дальнейшем собранный материал обрабатывался и успешно используется для пополнения репертуара, показа на сцене, сохраняя особенности и самобытность региона или деревни.
Поисково-исследовательская работа наилучшим образом способствует воспитанию патриотических чувств, помогает детям осознать свою национальную принадлежность.
Дети – это особый мир. Диалог с ребёнком происходит только тогда, когда разговариваешь с ним на доступном ему языке, языке творчества. Воспитательный процесс неразрывно связан и непосредственно происходит в процессе сотворчества педагога и воспитанников.
Ярчайшим примером такого сотворчества является работа над хореографической композицией «Купалле». Изготовление детьми вместе с педагогом купальских костюмов и головных уборов – веночков, было одним из самых запоминающихся моментов в работе над композицией. Мы с ребятами продумали такую модель платья, что бы, во время исполнения хореографического номера на сцене, у зрителя создавалось впечатление полёта и лёгкости, сделали эскиз в цвете, подобрали ткань для пошива костюма и цветы для веночков. Такие костюмы наиболее ценны и дороги участникам коллектива, ведь, они сделаны своими руками.
Для исполнения фольклорно-бытового танца «Вясковая полька» танцорами вместе с педагогом и родителями были изготовлены деревенские «чугунки для печи». Работая над костюмами и реквизитом к концертным номерам, ребята не только с педагогами, но и самостоятельно изучают материалы о традиционных праздниках и быте белорусов.
Воспитанники коллектива с интересом работают как на репетициях, так и на сцене во время выступлений. Создавая хореографические образы на сцене, ребята, в доступной и интересной для них форме, познают культуру и традиции своего народа, исполняя народные танцы естественно и органично.
Но самое главное, работа над репертуаром, весь организационный процесс, показ танцев на сцене или площадке, участие в благотворительных и социально значимых акциях и мероприятиях имеет огромный воспитательный потенциал. Любовь к Родине, к своему народу, к его традициям, уважение к прошлому и настоящему становиться естественным образом жизни участников кружка «Белорусский народный танец».
Это и есть настоящее, ни на словах, а на деле, воспитание патриота, гражданина, духовной и высоконравственной личности нашего общества.
Результативность педагогического опыта
Века и тысячелетия решается задача осмыслить, сохранить и передать
следующим поколениям и то всеобщее, чем жило человечество, и все частное, что представляет неповторимое лицо нашего народа.
Хранимые культурные, народные, этнические, семейные ценности и традиции, передаваемые из поколения в поколение, являются содержанием гражданско-патриотического воспитания. Все эти ценности являются базовыми национальными ценностями.
В хореографическом кружке «Белорусский народный танец» была проведена диагностика развития гражданско-патриотических качеств личности. Цель диагностики: изучение уровня развития гражданских и патриотических качеств личности. Было проведено анкетирование детей в возрасте от 11до 13 лет. Это является средним возрастом участников кружка и изучение патриотизма и гражданственности особенно важно в подростковом возрасте. Участникам анкетирования было предложено ряд вопросов, где следовало оценить качества и чувства человека, а так же его деятельность и поступки, имеющие значение для самих анкетируемых. Шкала оценок предполагала уровень от «очень низкого» до «очень высокого».
При обработке анкет и обобщении результатов, возможно сделать вывод, что уровень гражданско-патриотического развития детей в возраста 11-13 лет в коллективе является «средним» и составляет 54,8%. При этом уровень патриотизма и гражданственности девочек выше и составляет в среднем 55,8%, а уровень патриотизма и гражданственности мальчиков в среднем составляет 53,9%. Такие понятия как ценность семейных традиций, интерес к родной культуре, к истории своего края и страны, любовь к Родине, уважение к старшим во многих анкетах имеют высокий уровень оценки. Но вместе с тем, средний уровень оценки в некоторых анкетах получают такие поступки и деятельность человека, как готовность прийти на помощь, активность в учёбе, культура речи, общения, проявление инициативы.
Следует сделать вывод, что обучающимся в кружке «Белорусский народный танец» становится ясно, насколько важны исконные корни – национальная культура, дом, в широком понимании – Беларусь. Они обретают способность открывать для себя традиции, в которых заключена душа народа, ребята учатся любить и чтить их, не поддаваться соблазну неосознанно копировать чужие образцы, идущие вразрез с истинно народной культурой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Образовательные учреждения, в частности учреждения дополнительного образования детей и молодёжи, должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых белорусов, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Историко-педагогический опыт убеждает, что такое воспитание имеет огромное значение в социальном развитии человека. Патриотизм, гражданственность выступают в качестве элементов мировоззрения, национального самосознания и соответствующего отношения к родной стране, другим нациям и народам.
В результате целенаправленного гражданско-патриотического воспитания укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей, развиваются благородство и достоинство личности.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Алексютович Л.К.. Белорусский народный танец. Минск, 1978.
- Арлоў У., Сагановіч Г. Дзесяць вякоў беларускай гісторыі. В.: Наша будучыня, 2002.
- Беларускi абрад i сучаснасць. Минск, 1989.
- Гнеўка І., Лученок І., Рэцкая Л. Лясны карагод. Мінск, 1998.
- Iдзем, пайдзем па вулiцы… Белорусские народные танцевальные песни. Белорусский институт проблем культуры, «Мастацкая творчасць». Минск,
- Ліцвінка В.Д., Кутырова Г.Р. Беларускі фальклор у сучачных запісах. Мінск,1995.
- Ращынскі А.В. Музыка ніколі не здрадзіць//Мастацтва, №3, 2003 г.
- Танкеев И. Полная энциклопедия быта. Минск, 1991.
- Харисов Ф. Ф. Национальная культура и образование. М.: «Педагогика», 2000.