Культурно-просветительский проект как средство формирования зрительской и музейной культуры учащихся
Якшук Галина Николаевна,
методист отдела краеведения
УО «Минский государственный туристско-экологический центр детей и молодёжи»
Будущее нашей страны, развитие экономической и политической сфер, в первую очередь, зависят от гражданской позиции подрастающего поколения.
Современная музейная педагогика помогает сформировать у детей уважение, любовь и интерес к историческому наследию своей страны, так как обладает рядом потенциальных возможностей и преимуществ.
На начало учебного года музейное пространство учреждений образования города Минска насчитывало 117 музеев разного профиля. 14 музеев имеют звание «Народный музей». Это огромный потенциал.
2022 год объявлен Годом исторической памяти, с января этого годавступил в силуЗакон Республики Беларусь «О геноциде белорусского народа».
Одной из центральных тем стало сохранение исторической правды и увековечивание памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
И в связи с этой темой, хотелось бы отметить значимость грандиозного проекта, который был реализован в городе Минска и в котором приняли участие учащиеся и педагоги всех учреждений образования.
В течение года в столицепроведен ряд патриотическо-воспитательных мероприятий для учащихся в рамках совместного проекта Минского городского исполнительного комитета и Прокуратуры города «Вспомнить все. Помнить каждого». В каждом учреждении образования, в школьных музеях были созданы музейные экспозициипо теме геноцида белорусского народа, велась активная поисково-исследовательская работа, создавались видеоролики о местах принудительного содержания и уничтожения белорусов на территории современного Минска в период ВОВ, воспоминаниях свидетелей, проживавших на территории оккупированной Беларуси, разрабатывались маршруты 6-го школьного и выходного дня по памятным местам столицы, связанных с геноцидом жителей Беларуси в годы войны.
9 декабря в Международный день памяти жертв преступлений геноцида в Национальной библиотеке Беларуси состоялось завершающее мероприятие в рамках проекта.
Гостей мероприятия в фойе библиотеки встречали выставки, подготовленные учреждениями образования всех районов Минска. На них были представлены музейные предметы, фотографии и документы, свидетельствующие о геноциде белорусского народа, юные экскурсоводы провели для гостей экскурсии, на которых рассказали, как в районах хранят память о событиях и героях войны, патриотическом воспитании, акциях и мероприятиях, проведенных в Год исторической памяти.
В УО «Минский государственный туристско -экологический центр детей и молодёжи» идея создания и реализации проекта, который бы объединял в себе множество направлений: идеологическое, гражданское и патриотическое воспитание, воспитание информационной, музейной и зрительской культуры, духовно-нравственное воспитание – возникла в преддверии празднования Дня народного единства.
Совместно с учреждением «Кинотеатр «Пионер» в 2021/2022 учебном году был реализован культурно-просветительный, гражданско-патриотический проект «Помню. Люблю. Горжусь» с участием обучающихся 5-6 классов учреждений образования г. Минска.
Проект предполагал ежемесячно, каждую четвертую субботу, проведение перед киносеансом интерактивных мероприятийс учащимися, направленных на развитие краеведческих компетенций.
В течении года зрительская аудитория города знакомилась с музеями учреждений образования, имеющих звание «Народный музей». Перед сеансом для ребят экспонировались передвижные выставки на основе предметов из фондовых коллекций школьных музеев, проводились интерактивные занятия (игры, викторины, конкурсы, квесты, мастер классы, экскурсии), организовывались фотозоны. В мероприятиях использовался яркий наглядный материал, современные технологии. Принцип построения мероприятий данного проекта дал возможность формирования у юного зрителя духовных и нравственных ценностей, способности к полноценному восприятию музейной информации.
Таким образом, проведение тематических мероприятий в кинотеатре «Пионер» предполагало не только просмотр кинофильма соответствующей тематики,но и погружение в музейную среду учреждений образования города Минска, способствующее повышению уровня готовности обучающихся к прочтению музейной информации, пониманию языка музейной экспозиции.
В ходе реализации проекта «Помню.Люблю.Горжусь» в нем приняло участие более 1100 учащихся учреждений образования города Минска – как посетителей экспозиций музеев, так и юных экскурсоводов. Тематические экспозиции и презентации были посвящены Году исторической памяти.
В реализации проекта был использован позитивный профессиональный опыт и кадровый потенциал руководителей музеев учреждений образования города Минска.
Апробировав данный проект, мы пришли к выводу, что следует расширить социокультурные связи и продолжить сотрудничество с учреждениями культуры.
В 2022/2023 учебном году продолжается реализация совместного с кинотеатром «Пионер» проекта «Помню. Люблю. Горжусь». В этом учебном году учащиеся города знакомятся с музеями боевой славы.
На этом, мы не остановились. Совместно администрацией кинотеатра разработан и сейчас находится в стадии реализации культурно-просветительный проект «Народный календарь».
Проект предполагает проведение перед киносеансом интерактивных мероприятий, нацеленых на формирование этнокультурной компетенции обучающихся.
Включение обучающихся учреждений образования в культурно-просветительский проект «Народный календарь» способствует у детей и подростков развитиюзрительской и музейной культуры, приобщает к национальной культуре через народные праздники и обряды. Мероприятия данного проекта реализуются в каникулярный период и знакомят воспитанников городских детских оздоровительных лагерей с этнокультурными традициями региона, способствуют формированию готовности использовать приобретенные знания и опыт в повседневной жизни.
Детская зрительская аудитория города знакомится не только с этнографическими музеями учреждений образования.но и лучшими театральными коллективами Центров дополнительного образования. Ребята не только познают через музейные предметы народный быт, но и приобщаются к музыкальному фольклору, народным играм, народным обрядам.
Так, 27 декабря 2022 года, ГУО «Центр дополнительногообразования детей и молодёжи «Виктория», Музей «Бацькава гняздо», представит для ребят интерактивную программу «Ой, ладачкі-ладкі, надышлі Калядкі». 3 января 2023 года ГУО «Средняяшкола №139 г. Минска»., Народный музей белорусской культуры и быта «Вытокі», приглашает ребят познакомиться с программой «Калядкі – добрыя святкі», а 6 января ГУО «Средняя школа №68 г. Минска», Музей «Беларуская народная культура», познакомит с программой «Святое Ражство – людзям прыгаство».
Таким образом, проект способствует развитию познавательного интересак изучениюмалой родины, пониманию исторической ценности, исторического сознания, уважения к прошлому своей страны.
С целью дальнейшего знакомства учащихся с музейным пространством города Минска, совместно с учреждением культуры «Кинотеатром «Беларусь» был разработан культурно-просветительный, гражданско-патриотический проект «История страны – моя история».
В течение полугода проведен ряд патриотическо-воспитательных мероприятий для учащихся в рамках совместного проекта. Проект разработан для обучающихся учреждений образования Фрунзенского района и предполагает погружение в музейное пространство учреждений образования района.
Каждый месяц для определённой возрастной категории готовится интерактивная программа, которая не только знакомит с музеем учреждения образования или музейной экспозицией, но и представляет результаты поисково-исследовательской деятельности учащихся. Так, в октябре, для учащихся 2-5 классов, ГУО «Средняя школа №157 г. Минска имени Алексея Семёновича Бурдейного», «Музейная комната имени Героя Советского Союза Алексея Семёновича Бурдейного», была представлена программа «Ожившая история военных лет». Программа была посвященасохранению исторической правды и увековечиванию памяти жертв геноцида белорусского народа в годы Великой Отечественной войны.
Юные экскурсоводы ГУО «Средняя школа №159 г. Минска» в ноябре, представили для учащихся 6-8 классов, исследовательский проект «Наследники Данукалова».
А 17 декабря 2022 года «Музей боевой славы партизанского отряда имени 25-летия Октября» ГУО «Средняя школа №125 г. Минска» познакомит учащихся 2-5 классов с программой посвященной геноциду белорусского народа в период войны «Земля моя былинная растоптана войной».
Городской военно-патриотический проект «Память зовет в дорогу» предполагает создание поисковых отрядов, которые должны пройти по заранее определенному маршруту, расписанному в положении. Для каждого района разработан определенный маршрут по местам принудительного содержания мирного населения в годы войны, по памятным местам, связанных с геноцидом жителей Беларуси в годы войны,расположенные в определенной области страны. Ребята должны были не только познакомиться с объектами, но и собрать информацию, провести поисково -исследовательскую работу, пополнить музейную экспозицию и представить экспертной комиссии результаты своей работы, изучить и проанализировать боевой путь воинских соединений, которые принимали участие в операции «Багратион», освобождении Минска, и получили почетное звание «Минские».
Таким образом, культурно-просветительский проект как средство формирования зрительской и музейной культуры учащихся,разнообразные формы музейной педагогики способствуют расширению кругозора, активизации познавательной деятельности учащихся, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской работы, формированию уважения и интереса к историческому наследию.