Методические рекомендации
«Дополнительное образование детей и молодежи
в 2020/2021 учебном году: актуальные содержательные и организационные аспекты»
СОДЕРЖАНИЕ
- Общие положения
- Особенности организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2020/2021 учебном году.
III. Совершенствование учебно-программной документации.
- Использование информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании детей и молодежи.
- Общие положения
Современная система дополнительного образования детей и молодежи руководствуется принципами непрерывности и преемственности в организации образовательной деятельности. Каждый учащийся может реализовать право на свободный выбор той или иной сферы деятельности, освоить способность к позитивному целеполаганию. Именно возможность свободного выбора в соответствии со своими интересами, склонностями является существенным признаком и главным преимуществом дополнительного образования детей и молодежи. Учащиеся могут выбрать форму, режим и темп освоения избранного вида деятельности. Построение индивидуальной образовательной траектории наиболее значимо для одаренных детей и детей с особенностями психофизического развития.
Характерной особенностью современного дополнительного образования детей и молодежи является его постепенная интеграция с общим средним образованием в ходе допрофильной подготовки и профильного обучения, которая способствует профессиональному самоопределению и успешной социальной адаптации обучающихся.
Основными задачами в сфере дополнительного образования детей и молодежи являются:
обеспечение качества и повышение эффективности дополнительного образования детей и молодежи;
обеспечение инновационного характера деятельности объединений по интересам различных профилей;
развитие экологического образования в интересах ресурсосбережения, устойчивого развития общества через сеть объединений по интересам экологического и технического направлений;
привлечение детей и молодежи в сферу высоких технологий и инноваций, научно-исследовательскую деятельность (инновационные площадки и парки);
создание новых возможностей для освоения учащимися современных и будущих профессий, профессиональных компетенций;
Основными направлениями деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи являются:
совершенствование методической работы по непрерывному персонифицированному повышению профессионального мастерства педагогических кадров;
развитие кадрового потенциала как ресурса повышения качества образования;
обновление программно-методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи;
формирование технической и телекоммуникационной инфраструктуры учреждения образования;
модернизация образовательной деятельности на основе технологий электронного обучения;
разработка и размещение на сайте интерактивных сетевых обучающих курсов;
разработка нормативной правовой базы и организационных механизмов, регламентирующих процессы создания и использования электронных ресурсов и ИКТ в образовательном процессе, научно-исследовательской деятельности учреждения образования и др.;
разработка организационного механизма создания, хранения и каталогизации электронных версий изданий, материалов, опыта работы и др., хранящихся в учреждении образования.
Нормативные правовые документы, регламентирующие деятельность системы дополнительного образования детей и молодежи представлены на национальном образовательном портале: (http://www.adu.by / Образовательный процесс. 2020/2021 учебный год / Дополнительное образование детей и молодежи).
Решению стратегических задач инновационного развития системы дополнительного образования детей и молодежи будет способствовать проведение комплексной работы по повышению профессиональной компетентности педагогических работников, внедрению соответствующих требованию времени новых технологий обучения и воспитания, системного подхода к цифровизации системы дополнительного образования детей и молодежи, профилизации и индивидуализации обучения.
Педагогическим коллективам учреждений дополнительного образования детей и молодежи рекомендуется включиться в систему методических мероприятий, которые в 2020/2021 учебном году будут организованы республиканскими учреждениями дополнительного образования детей и молодежи. В целях научно-методической поддержки образовательного процесса на сайтах республиканских учреждений дополнительного образования детей и молодежи размещены соответствующие профилям деятельности методические материалы (Национальный центр художественного творчества детей и молодежи (https://www.nchtdm.by/), Республиканский центр экологии и краеведения (https://rcek.by/), Республиканский центр инновационного и технического творчества (https://rcitt.by/).
Действенную помощь в организации воспитательной работы окажет республиканский научно-методический журнал «Выхаванне і дадатковая адукацыя».
- Особенности организации образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи в 2020/2021 учебном году
При организации процесса воспитания в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи актуальным является инструктивно-методическое письмо «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году», отражающее основные направления воспитательной работы, на которые следует обратить внимание в новом учебном году. Особый акцент в системе дополнительного образования детей и молодежи рекомендуется сделать на работу с одаренной и талантливой молодежью, продолжить деятельность по выявлению и поддержке такой категории детей.
Одна из задач региональных учреждений дополнительного образования детей и молодежи состоит в осуществлении образовательной деятельности, направленной на формирование мотивации детей и молодежи к овладению различными областями науки и техники. Для создания интерактивного развивающего пространства, в котором дети в активной форме могут исследовать окружающий мир и овладевать различными научными и технологическими инновациями, необходимо продолжить работу по взаимодействию с научными организациями, региональными предприятиями и учреждениями образования.
В новом учебном году в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи рекомендуется организовать подготовку к конкурсу научно-технического творчества учащихся Союзного государства «Таланты XXI века» – совместного проекта Министерства образования Республики Беларусь, Министерства просвещения Российской Федерации, проведение которого планируется в 2021 г. в Беларуси.
В Республиканском центре инновационного и технического творчества будет продолжена работа по знакомству с экспозицией республиканской выставкой инновационного и технического творчества учащейся молодежи, информационным центром по атомной энергии, интерактивной просветительской студией «Экотехнум», музеем истории профессионального образования Республики Беларусь.
В 2020/2021 учебном году Национальным центром художественного творчества детей и молодежи будет продолжена реализация творческих проектов, способствующих личностному росту и социальной адаптации детей и молодежи, их творческой самореализации, гражданско-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, воспитанию культуры досуга.
Одним из основных условий повышения эффективности деятельности учреждений дополнительного образования является активное использование информационно-коммуникационных и интернет технологий. Рекомендуется обратить внимание на онлайн проект «Лаборатория творчества» – регулярные образовательные и воспитательные мероприятия (лекции, мастер-классы, концертные программы, квесты, онлайн-экскурсии). Учреждениям дополнительного образования детей и молодежи также рекомендуется принять участие в Республиканском интернет-квесте «Мастацтва падарожнічаць» (май – июнь 2021 г.), организуемом с целью обобщения знаний детей и молодежи о родном крае.
На сайтах учреждений дополнительного образования детей и молодежи необходимо создавать рубрики, демонстрирующие творческие достижения учащихся. Полезным в этой связи будет знакомство с рубрикой «Виртуальная галерея» сайта Национального центра https://nchtdm.by/raboty_priz/.
Актуальным в работе учреждений дополнительного образования детей и молодежи является реализация программ (планов) по формированию у учащихся ответственного отношения к своему здоровью, а также содействие в приобретении знаний, развитии умений и навыков здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья, нравственного, ответственного и безопасного поведения. Важно использовать как традиционные формы работы, так и новые подходы в реализации мероприятий по формированию у учащихся навыков здорового образа жизни, профилактике зависимостей, суицидального поведения, недопущению вовлечения детей и подростков в деструктивные сообщества и игры: проведение акций, месячников, декад, дней здоровья, интерактивных видов деятельности (тренинги, ролевые игры, моделирование ситуаций, тематические, информационные часы и пятиминутки); издание и распространение тематических буклетов для учащихся и родителей, а также пропаганда здорового образа жизни путем разработки учащимися мини-проектов, творческих работ по данной тематике; проведение информационных кампаний, в том числе с привлечением участников волонтерского движения, мотивированных на здоровый образ жизни.
В 2021 году учреждениям дополнительного образования рекомендуется принять участие в Республиканском конкурсе творческих работ учащихся «Мы выбираем ЗОЖ – путь к успеху» (февраль – ноябрь 2021 г.), организованном Национальным центром художественного творчества детей и молодежи.
Эффективными формами и методами работы по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних остаются: индивидуальное и групповое консультирование, диспуты, игровое моделирование, решение проблемных задач и ситуаций нравственно-правового содержания, организация клубов, семейных конференций, лекций, бесед. Важна реализация системных мероприятий по профилактике правонарушений и преступлений среди учащихся, недопущению насилия и жестокого обращения в отношении детей, формированию у учащихся законопослушного поведения, нравственных ориентиров и жизненной позиции. С целью повышения осведомленности, учащихся по вопросам защиты от насилия, эксплуатации и получения помощи в кризисных ситуациях рекомендуется использование всех возможных информационных ресурсов учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
Актуальной задачей остается активизация воспитательной деятельности семьи, а также повышение эффективности взаимодействия семьи и учреждения образования. Эффективными формами такого взаимодействия являются семейные клубы, Дни семейных традиций, тренинги, «ток-шоу», индивидуальные консультации, праздничные мероприятия с участием родителей и др.
При планировании работы необходимо опираться на календарь государственных праздников, памятных и праздничных дат (Приложение 1 к Инструктивно-методическому письму «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2020/2021 учебном году»).
Информация о республиканских мероприятиях, которые проводятся для обучающихся, размещена на сайтах республиканских учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
III. Совершенствование учебно-программной документации
Учреждениям дополнительного образования детей и молодежи необходимо продолжить разработку качественного программно-методического обеспечения дополнительного образования детей и молодежи, программ нового поколения с учетом запросов общества и развития науки, техники, культуры, экономики и технологий.
Особое внимание необходимо уделить вопросу проектирования программной документации: провести обучение педагогических работников, рассмотреть типичные ошибки, допускаемые при разработке программ объединений по интересам, в том числе, программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета, учебной дисциплины. Рекомендации по проектированию программ дополнительного образования с повышенным уровнем изучения образовательной области, учебной дисциплины, учебного предмета размещены на сайтах республиканских учреждений дополнительного образования детей и молодежи.
В новом учебном году следует продолжить работу по пересмотру, корректировке и разработке программ базового уровня освоения предметной области на основе типовых программ (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 6 сентября 2017 г. № 123 Об утверждении типовых программ дополнительного образования детей и молодежи, http://edu.gov.by) по профилям деятельности; использованию ресурсов дополнительного образования детей и молодежи для организации допрофильной подготовки учащихся.
Особое внимание следует обратить на разработку программ объединений по интересам с повышенным уровнем изучения образовательной области, темы, учебного предмета или дисциплины. Согласно Приказу Министерства образования № 641 от 23.10.2017 года процедура утверждения программ с повышенным уровнем изучения образовательной области предполагает их экспертизу. Обращаем внимание, что данные программы предусматривают изучение содержания образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины, которое включает в себя базовый уровень изучения образовательной области, темы, учебного предмета или учебной дисциплины с углублением их содержания. Это более глубокое освоения образовательной области по сравнению с базовым уровнем. Таким образом, учреждениям дополнительного образования детей и молодежи следует более ответственно подойти к разработке данных программ.
- Использование информационно-коммуникационных технологий в дополнительном образовании детей и молодежи
С целью обеспечения высокого качества образовательного процесса в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи следует максимально интенсивно развивать собственную информационную среду, цифровую целостную инфраструктуру учреждения образования, онлайн-общение в Интернете, ведение форумов, блогов и др.
В новом учебном году следует уделить внимание следующим вопросам: обучение педагогов дополнительного образования новым информационным технологиям; создание рабочего места педагога дополнительного образования с предоставлением компьютерной техники, программного обеспечения, высокоскоростного интернета; разработка программ объединений по интересам с дистанционной формой получения дополнительного образования; разработка электронных комплексов учебно-методического обеспечения для проведения занятий (теоретические, самостоятельные, практические и контрольные задания, дидактические материалы, информационный ресурс, и др.).
Важным направлением деятельности учреждений дополнительного образования детей и молодежи в новом учебном году является работа по наполнению сайтов и поддержании их в актуальном состоянии. При этом следует руководствоваться Приложением № 4 к инструктивно-методическому письму Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационных технологий в учреждениях образования в 2019/2020 учебном году», где изложены требования и рекомендации к официальным интернет-сайтам учреждений образования на 2019/2020 учебный год. (http://edu.gov.by/sistema-obrazovaniya/glavnoe-upravlenie-obshchego-srednego-doshkolnogo-i-spetsialnogo-obrazovaniya/srenee-obr/normativnye-pravovye-dokumenty/imp/%D0%98%D0%9C%D0%9F%202019-2020%20!.pdf), размещенному на официальном сайте Министерства образования Республики Беларусь.
Учреждениям дополнительного образования следует продолжить работу по активному использованию социальных сетей («Instagram», «ВКонтакте», «YouTube», «Facebook» и др.) для создания положительного имиджа учреждения и продвижения своих услуг, проведения конкурсов, выставок, опросов, голосований.
Типовыми программами дополнительного образования детей и молодежи по ряду профилей предусмотрена заочная форма освоения содержания образовательной программы. При разработке программ, предусматривающих заочную форму обучения, следует использовать возможности современных информационных технологий. Основной формой реализации таких программ может быть электронный курс, размещенный в свободном доступе для учащихся. Взаимодействие педагогов и учащихся может осуществляться посредством электронной почты, дистанционных конкурсов, проектов и олимпиад, видеоконференций, вебинаров, специальных программ, например, Skype, предоставляющих возможность организовывать онлайн-обучение, платформ дистанционного обучения «Moodle» (модульная объектно-ориентированная динамическая обучающая среда), Ё-СТАДИ (бесплатная онлайн-платформа для организации дистанционного обучения (http://your-study.ru/), ZOOM (сервис для проведения видеоконференций, онлайн-встреч и дистанционного обучения (https://zoom.us/download ) и другие, облачные сервисы сети Интернет – Google, Mail, Яндекс.
При разработке программы объединений по интересам с дистанционной формой получения дополнительного образования детей и молодежи педагогу дополнительного образования следует руководствоваться Приложением № 9 к «Специфическим санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и эксплуатации учреждений образования» (Таблица 2. Режим работы с электронными средствами обучения http://pda.government.by/upload/docs/filee171618d1c744f28.PDF).
Полезным ресурсом для педагогов дополнительного образования, где они могут получить общие сведения о дистанционном образовании, узнать о его преимуществах и недостатках, познакомиться с историей развития удаленного обучения, с материалами для самостоятельного изучения информационных коммуникационных технологий является проект «Дистанционный всеобуч» (http://e-asveta.adu.by/index.php).
Следует обратить внимание на то, что в связи с развитием новых технологий в области виртуального пространства, возникли проблемы, связанные с доступом обучающихся к информации сомнительного содержания и противоречащей общепринятой этике, ростом противоправного поведения в сети Интернет. В этой связи в учреждениях дополнительного образования необходимо запланировать проведение мероприятий, освещающих вопросы защиты и проверки информации, ответственности за правонарушения, совершенные с помощью интернет-технологий.