РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАШИХСЯ НА ОСНОВЕ ВЕДУЩЕГО АРХЕТИПА МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Осмоловская Е.П.
ГУО «Центр дополнительного образования детей и молодежи «Контакт» г.Минска», педагог дополнительного образования
На современном этапе в педагогике изменяются взгляды на процесс музыкального воспитания учащихся в направлении создания инновационной системы обучения, актуализирующей музыкальную деятельность, развивающей музыкально-творческую индивидуальность каждого ученика. Такие инновационные системы развития музыкально-творческой индивидуальности основаны на внимании педагогов к бессознательной сфере психики учащихся, деятельность которой регламентирована архетипами.
Архетип «Слушателя» обуславливает механизм восприятия музыкального произведения, при котором бессознательные образы, вступая в резонанс с музыкой, усиливаются и становятся доступными для сознания. При манифестации архетипа «Слушатель» происходит интуитивное считывание образов, прорывающихся из бессознательного, и идентификация их со своим личностным Я. Это становиться возможным благодаря аналогичности и резонантности семантики музыкального языка и семантических бессознательных структур человека. Архетип «Композитора» обуславливает механизм сочинения музыки, при котором автор музыкального произведения становиться проводником образов из бессознательного уровня психологического бытия в сферу музыкальной реальности. Состояние творческого озарения представляется как постижение композитором бессознательных смыслов и одухотворение их в выразительной форме. При актуализации архетипа «Исполнитель» происходит переход образов, транслируемых бессознательным, в музыкальный материал по предложенной композитором схеме. В архетипической ситуации взаимодействия ребенка с музыкальным искусством один из архетипов «Композитора», «Исполнителя» или «Слушателя» проявляется в сознании чаще других. Он является ведущим архетипом музыкальной деятельности учащихся и определяет предпочтение ими соответствующего вида музыкального творчества.
Ведущий архетип музыкальной деятельности – это наиболее часто проявляющийся в сознании человека, попадающего в архетипическую ситуацию музыкально-творческой деятельности, компонент архетипической связки «Слушатель – Исполнитель – Композитор», обуславливающий индивидуальные особенности постижения музыки, творческую активность субъекта, а также его отношение к тому или иному виду музыкального творчества.
Ведущий архетип музыкальной деятельности наиболее ярко проявляет себя в младшем возрасте. Чем более цивилизован, сознателен и сложен человек, тем менее он может следовать инстинктам. Жизненные условия и среда влияют на человека с такой силой, что заглушают потребности бессознательной сферы. Поэтому в поведении детей чаще, чем в поведении взрослых, просматриваются инстинктивные, бессознательные мотивы.
В процессе музыкального развития учащиеся инстинктивно выбирают тот вид занятий, тот вид музыкального творчества, который соответствует их ведущему архетипу музыкальной деятельности. Именно система дополнительного образования предоставляет ученику возможности для свободного выбора вида музыкальной деятельности, к которому бессознательно тяготеет ребенок, создавая таким образом наиболее благоприятные условия для формирования его музыкально-творческой индивидуальности на основе ведущего архетипа музыкальной деятельности. Благодаря этому архетипическому выбору интенсивно развиваются интересы и предпочтения учащихся, склонности и потребности в музыкальной деятельности. Ведущий архетип музыкальной деятельности может выступать системообразующим компонентом индивидуальности музыканта.
Музыкальность обуславливает качественное своеобразие художественно-психологического процесса, основное содержание которого составляет особенность реакций – острота, глубина и длительность воздействия музыки. Музыкальность выступает потенциалом, а музыкальная деятельность процессом, в котором она проявляется. Музыкальность детерминирует особенности музыкальной деятельности, которая в свою очередь раскрывает музыкальность и развивает ее. Это взаимовлияние позволяет нам говорить о том, что музыкальность есть системосохраняющий компонент индивидуальности музыканта.
По нашему мнению, опираясь на системообразующий и системосохраняющий компоненты индивидуальности музыканта, следует строить процесс развития творческой индивидуальности учащихся младшего школьного возраста. Процесс развития творческой индивидуальности музыканта на основе ведущего архетипа музыкальной деятельности и музыкальности может иметь следующие этапы: 1) выявление ведущего архетипа музыкальной деятельности, диагностику уровня развития музыкальности школьников, изучение потребностей, интересов и других индивидуальных особенностей учащихся; 2) развитие музыкальности на основе ведущего архетипа музыкальной деятельности учащихся в предпочитаемой творческой среде, выработка индивидуальных способов постижения музыкального искусства; 3) преодоление архетипических зависимостей и развитие музыкальности в разнообразных видах музыкальной деятельности.
Таким образом, система дополнительного образования предоставляет большие возможности для развития музыкально-творческой индивидуальности учащихся младшего школьного возраста. Методика развития музыкально-творческой индивидуальности должна разрабатываться с учетом ведущего архетипа музыкальной деятельности каждого учащегося.