ПРОГРАММА ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

 «СПОРТИВНОЕ СУДОМОДЕЛИРОВАНИЕ» 

(повышенный уровень изучения образовательной области

«судомоделизм»)

 

Разработчик:

Амбражей Николай Владимирович,

педагог дополнительного образования

учреждения образования

«Минский государственный дворец

детей и молодежи»

 

Возраст учащихся: 12 – 18 лет

Срок реализации программы – 2 года

 

Минск 2017

Пояснительная записка

 

Актуальность создания программы «Спортивное судомоделирование» обусловлена социально-экономической потребностью в воспитании и развитии интеллектуальных и творческих способностей подрастающего поколения в инженерно-технической области, так как существует дефицит инженерных кадров и квалифицированных рабочих технических специальностей. Эффективным способом профессиональной ориентации подростков является погружение их в творческую деятельность по созданию моделей реальных конструкций, механизмов, транспортных средств.

Опыт работы судомодельных кружков показывает, что среди основной массы учащихся всегда находятся те, кто имеет способности к техническому творчеству и стремится к достижению высоких спортивных результатов. Судомоделирование становится для них неотъемлемой частью жизни, насущной потребностью, и это определяет их активность и, как правило, высокие результаты в судомодельном спорте. Они уже имеют одну-две модели спортивного уровня и работают над их совершенствованием, одновременно занимаясь постройкой новой, более сложной модели, часть работы выполняя дома, а часть на занятиях кружка под руководством педагога.

Программа ориентирована на учащихся, имеющих опыт судомоделирования и достаточные практические навыки для самостоятельной работы на занятиях кружка, и предоставляет возможность каждому учащемуся работать по индивидуальному плану над избранной моделью-копией по согласованию с руководителем объединения.

Программа объединения по интересам «Спортивное судомоделирование» разработана на основе базовой программы объединения по интересам «Основы судомоделирования» для учащихся, проявляющих интерес к судомоделированию, мотивированных на получение инженерно-технических профессий.

Данная программа предполагает изучение c углублением содержания следующих учебных разделов:

  1. Изготовление корпуса, палубы и надстроек модели
  2. Изготовление деталировки высокого качества.
  3. Техническое обустройство модели.
  4. Совершенствование практических навыков управления моделью.
  5. Новые технологии и устройства радиоуправления

Освоение содержания программы способствует формированию высокого уровня знаний учащихся в области устройства и принципов управления моделями, совершенствованию мастерства изготовления деталировки с применением новых технологий, навыков управления спортивной моделью в сложных погодных условиях, формированию нравственно-волевых качеств: самостоятельности, самоконтроля, дисциплинированности, выдержки, ответственности.

В процессе обучения по программе «Спортивное судомоделирование» учащиеся углубят знания и усовершенствуют умения и навыки построения радиоуправляемых моделей исторически значимых кораблей и судов повышенной сложности.

Для отработки и совершенствования практических навыков управления

моделью используются ранее изготовленные модели или модели из коллекции судомодельного кабинета.

Программа разработана на основе типовой программы дополнительного образования детей и молодежи (спортивно-технический профиль), утвержденной Министерством образования Республики Беларусь в 2012 г., а также специальной литературы и личного опыта педагога.

Реализация программы осуществляется в соответствии с требованиями постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.06.2013 №43 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования к учреждениям дополнительного образования детей и молодежи, специализированным учебно-спортивным учреждениям» и признании утратившими силу постановлений Главного государственного санитарного врача Республики Беларусь от 28 декабря 2005 г. №269 и от 10 апреля 2008 г. №65».

Цель программы – подготовка судомоделистов-спортсменов, выполняющих спортивные нормативы на уровне мастера, кандидата в мастера судомодельного спорта.

Задачи развивающие и воспитательные:

  • развивать интерес к судомоделизму как к техническому спорту, к профессиям в области судостроения;
  • развивать творческие способности и активность учащихся, навыки моделирования, конструирования и изготовления судомоделей повышенной сложности;
  • формировать умения планировать работу, рационально распределять время, анализировать результаты как своей деятельности, так и деятельности других учащихся;
  • воспитывать нравственные, эстетические и личностные качества, формировать культуру труда и общения.

Срок реализации программы – 2 года, занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятия – 3 часа, общее количество часов за год – 216.

Программа направлена на обучение учащихся в возрасте 12 – 18 лет, наполняемость объединения по интересам – 8 человек.

Занятия проводятся в помещении, соответствующем санитарно-гигиеническим нормам, на оборудовании, соответствующем нормам техники безопасности и  пожарной безопасности.

Материально-техническое обеспечение

  • Персональный компьютер с доступом в Интернет

Стационарное оборудование:

  • Тиски большие – 2 шт.;
  • Тиски средние – 2 шт.;
  • Верстак слесарный – 2 шт.;
  • Верстак столярный – 2 шт.;
  • Станок токарный – 1 шт.;
  • Станок фрезерный – 1 шт.;
  • Станок заточной – 1 шт.;
  • Станок сверлильный – 2 шт.;
  • Пила маятниковая – 1 шт. (стационарный электролобзик);
  • Компрессор для покраски моделей – 1 шт.

Электроинструмент:

  • Электродрель с насадками и комплектом цанг –1шт.;
  • Электролобзик – 2шт.;
  • Электрорубанок – 2шт.;
  • Фен – 1шт;
  • Станок типа «Умелые руки» – 2шт.;
  • Виброшлифовальная машинка – 2шт.;
  • 3D-принтер – 1шт.;
  • Компьютер;

Специальное оборудование:

  • Бассейн для проведения межкружковых соревнований 12 м х 5 м х 0.5 м;
  • Бассейн для отладки и испытания моделей 12 м х 1.5 м х 0,4 м;
  • Шлюпка для установки дистанции и подбора моделей на открытой воде;
  • Четырехместная палатка – 2 шт.;
  • Мощный вентилятор для парусных моделей в бассейне (ветродуй системы Кириллова);
  • Радиоуправляемые модели из фонда кабинета.

Основные материалы:

  • Полистирол;
  • Углепластик;
  • Стеклоткань;
  • Лаки, краски;
  • Медь, латунь;
  • Пластиковая нить для 3D-принтера;
  • Клей

Технические средства:

  • Аккумуляторы;
  • Мини электродвигатели;
  • Рулевые машинки;
  • Регуляторы хода;
  • Зарядные устройства;
  • Комплекты радиоуправления.

 

 

Первый год обучения

Обучающие задачи:

  • углубить знания учащихся о проектировании и построении судомоделей повышенной сложности;
  • изучить историю постройки и эксплуатации прототипов изготавливаемых судомоделей;
  • обучить использованию современных и эффективных радиоэлектронных средств управления моделью;
  • ознакомить с новыми технологиями изготовления деталировки модели: 3D- принтеры, химическое травление, вакуумная прессовка.

 

Учебно-тематический план

№ п/п  

Наименование разделов, тем

Количество часов
Всего часов В том числе
Теорети-ческих Практи-ческих
Вводное занятие 3 3
1. Изготовление корпуса палубы и надстроек модели 69 21 48
1.1. Технология изготовления моделей повышенной сложности 6 3 3
1.2. Проектирование модели 6 3 3
1.3. Корпус модели: подводная лодка, шхуна, боевой корабль 15 4 11
1.4. Палуба модели 15 4 11
1.5. Сборка корпуса и палубы. Герметичность модели 12 3 9
1.6. Надстройки модели: носовая, средняя часть, кормовая 15 4 11
2. Деталировка модели 54 12 42
2.1. Вооружение: артиллерия, ракеты, торпеды, мины, связь, радиолокация 15 3 12
2.2. Спасательные средства: катера, шлюпки, спасательные плотики, круги 12 3 9
2.3. Рангоут, такелаж 12 3 9
2.4. Дельные вещи 15 3 12
3. Техническое обустройство модели 30 10 20
3.1. Валолиния и винты 9 3 6
3.2. Рулевое устройство и рулевая машина 6 2 4
3.3. Двигатели и силовая батарея 6 2 4
3.4. Балласт и балансировка 6 2 4
3.5. Радиоэлектронное оборудование. 3 1 2
4.

 

Новые технологии и устройства радиоуправления 21 10 11
4.1. Использование 3D-принтеров для изготовления деталировки 6 3 3
4.2. Химическое травление в изготовлении деталей модели 6 3 3
4.3. Вакуумная прессовка деталей 6 3 3
4.4. Аппаратура и устройства радиоуправления  моделями 3 1 2
 

5.

Совершенствование практических навыков управления моделью 36 12 24
5.1. Кубок Республики Беларусь по судомодельному спорту «Золотая осень» 6 2 4
5.2. Осенний кубок Республики Беларусь по судомодельному спорту среди юниоров  «Юнга» 6 2 4
5.3. Первый этап чемпионата учащихся г. Минска по судомодельному спорту 6 2 4
5.4. Кубок Республики Беларусь по судомодельному спорту «Защитник Отечества» 6 2 4
5.5. Первенство Республики Беларусь по судомодельному спорту «Навигация» 6 2 4
5.6. Чемпионат г. Минска по судомодельному спорту (2-й этап) 6 2 4
  Итоговое занятие. Текущая аттестация

 

3 3
  Итого 216 68 148

 

 

 

 

Содержание программы

Вводное занятие

Презентация программы кружка и плана работы на год. Ознакомление учащихся планом соревнований, выставок, конкурсов.

Оборудование кабинета и правила безопасности на занятии, во Дворце. Правила пожарной безопасности.

Техника безопасной работы с колющими и режущими инструментами, клеями различного назначения.

Прототипы моделей повышенной сложности.

 

Раздел 1. Изготовление корпуса палубы и надстроек модели

Тема 1.1. Технология изготовления моделей повышенной сложности

История прототипов моделей из коллекции кабинета: подводные лодки типа «Щука», С-13, минный заградитель «Краб», шхуны: «Святой мученик Фока», «Славянка», «Nord-Ost», линкоры: «Бисмарк», «Нью Джерси», «Худ», эсминцы: «Современный», «Флетчер», морские охотники проекта 122бис, катера типа «Оса».

Основные этапы изготовления модели повышенной сложности – спортивной модели класса F-2S,F-NSS,F-2A/B/C, F-4C/B

Практические занятия

Выбор прототипа модели и разработка индивидуального плана изготовления избранной модели повышенной сложности : подводная лодка класс F-2S, шхуна, класс F- NSS, боевой корабль класс F-2А/B/C, F-4С/В.

Тема 1.2. Проектирование модели

Основные этапы проектирования и изготовления модели.

Практические занятия

Уточнение и копирование чертежей модели в размер масштаба, подбор фотоматериалов по Интернет-источникам. Подбор материалов для постройки модели.

Тема 1.3. Корпус модели: подводная лодка, шхуна, боевой корабль

Варианты изготовления корпусов применительно к избранной модели.

Практические занятия

Подготовка матрицы для формовки корпуса.

Формовка корпуса, обработка под габариты модели, изготовление подставки-стапеля.

Тема 1.4. Палуба модели

Палуба модели: технология изготовления. Материалы палубы модели. Условия обеспечения доступа внутрь модели.

Практические занятия

Выбор материала для изготовления палубы, соответствующего прототипу или обеспечивающего внешнее сходство.

Тема 1.5. Сборка корпуса и палубы. Герметичность модели

Технология сборки, обеспечивающая герметичность и доступность к внутрикорпусным элементам.

Практические занятия

Сборка корпуса и палубы, обеспечение герметичности и доступности

для установки (замены) внутрикорпусных элементов, обеспечивающих радиоуправление.

Тема 1.6. Надстройка модели: носовая, средней части, кормовая

Надстройки модели: носовая, средняя часть, кормовая. Последовательность изготовления и сборки надстройки.

Практические занятия

Изготовление макета надстройки из картона.

Изготовление деталей надстройки по шаблонам макета.

 

Раздел 2. Деталировка модели

Тема 2.1. Вооружение: артиллерия, ракеты, торпеды, мины, связь, радиолокация

Технология изготовление наиболее сложных деталей вооружения.

Практические занятия

Изготовление артустановок, торпедных аппаратов, ракетных установок.

Тема 2.2. Спасательные средства: катера, шлюпки, спасательные плотики, круги

Технология изготовления спасательных средств.

Практические занятия

Изготовление шлюпок, катеров, спасательных плотиков и  кругов.

Тема 2.3. Рангоут, такелаж

Технология изготовления деталей рангоута и такелажа. Виды такелажа.

Практические занятия

Изготовление рангоута: мачт, стеньг, реев, гиков, гафелей, деталей их крепления.

Изготовление  элементов стоячего и бегучего такелажа: вант, фордунов, штагов, фалов, талрепов, юферсов.

Тема 2.4. Дельные вещи

Технология изготовления дельных вещей.

Практические занятия

Изготовление кнехт, уток, иллюминаторов, киповых и кафель-нагельных планок, сходен.

 

Раздел 3. Техническое обустройство модели

Тема 3.1. Валолиния и винты

Технология изготовления винтов и валолиний. Основы построения винта.

Практические занятия

Изготовление валолиний  и винтов применительно к модели.

Тема 3.2. Рулевое устройство и рулевая машина

Технология изготовления рулевого устройства.

Практические занятия

Изготовление рулевого устройства и установка рулевой машины.

Тема 3.3. Двигатели и силовая батарея

Варианты размещения двигателей и силовой батареи модели.

Практические занятия

Изготовление  соединительной муфты двигателя с валолинией.

Крепление двигателей  в корпусе модели.

Монтаж  и установка силовой батареи.

Тема 3.4. Балласт и балансировка

Теория устойчивости и непотопляемости корабля.

Практические занятия

Изготовление и размещение основного и вспомогательного балласта в корпусе модели. Балансировка по крену и дифференту перемещением основного и вспомогательного балласта в испытательном бассейне.

Крепление балласта на корпусе в положении, обеспечивающим отсутствие крена и дифферента. Оценка запаса устойчивости по углу заката.

Тема 3.5. Радиоэлектронное оборудование

Виды аппаратуры управления и радиоэлектронного оборудования

модели. Порядок размещения и закрепления радиоэлектронного оборудования.

Практические занятия

Размещение и закрепление в корпусе модели приемника, регулятора хода,

вспомогательных  устройств контроля

 

Раздел 4. Новые технологии и устройства радиоуправления

Тема 4.1. Использование 3D-принтеров для изготовления деталировки

Принцип работы устройства 3D-принтера. Программное обеспечение 3D-принтера, его подготовка к работе.

Практические занятия

Опытное (пробное) изготовление простейших деталей: спасательный круг, вентиль, деталь якоря.

Тема 4.2. Химическое травление в изготовлении деталей модели

Технология химического травления в изготовлении деталей из меди и латуни. Метод напыления. Правила безопасной работы.

Практические занятия

Изготовление трафарета методом напыления. Опытное (пробное) травление простейших деталей.

Тема 4.3. Вакуумная прессовка деталей

Технология вакуумной прессовки. Правила безопасной работы.

Практические занятия

Изготовление шлюпки методом вакуумной прессовки.

Тема 4.4. Аппаратура  и устройства радиоуправления  моделями

Радиоэлектронные и электрические приборы управления нового поколения. Аппаратура 2.4 Ггц, бесколлекторные  двигатели, программируемые регуляторы хода.

Практические занятия

Настройка аппаратуры 2,4 Ггц в различных режимах функционирования.

Программирование регуляторов хода.

 

 

Раздел 5. Совершенствование практических навыков управления моделью

Тема 5.1. Кубок Республики Беларусь по судомодельному спорту «Золотая осень»

Изучение положения, постановка задач на соревнования, распределение участников по классам моделей.

Практические занятия

Подготовка моделей классов F-2S,F-NSS,F-2A/B/C, F-4C/B  к стендовым и ходовым соревнованиям. Участие в соревновании.

Тема 5.2. Кубок Республики Беларусь по судомодельному спорту среди юниоров «Юнга»

Изучение положения, постановка задач на соревнования, распределение участников по классам моделей.

Практические занятия

Подготовка моделей классов F-2S,F-NSS,F-2A/B/C, F-4C/B  к стендовым и ходовым испытаниям. Участие в соревновании.

Тема 5.3. Первый этап чемпионата учащихся г. Минска по судомодельному спорту

Изучение положения и распределение участников по классам моделей.

Практические занятия

Подготовка моделей класса: F-2S,F-NSS,F-2A/B/C, F-4C/B к стендовым и ходовым испытаниям. Участие в соревновании.

Тема 5.4. Кубок Республики Беларусь по судомодельному спорту «Защитник Отечества»

Изучение положения и распределение участников по классам моделей.

Практические занятия

Подготовка моделей класса: F-2S,F-NSS,F-2A/B/C, F-4C/B к стендовым и ходовым испытаниям. Участие в соревновании.

Тема 5.5. Первенство Республики Беларусь по судомодельному спорту «Навигация»

Изучение положения и распределение участников по классам моделей.

Практические занятия

Подготовка моделей класса : F-2S,F-NSS,F-2A/B/C, F-4C/B к стендовым и ходовым испытаниям. Участие в соревновании.

Тема 5.6. Чемпионат г. Минска по судомодельному спорту (2-й этап)

Изучение положения и распределение участников по классам моделей.

Практические занятия

Подготовка моделей класса : F-2S, F-NSS,F-2A/B/C, F-4C/B к стендовым и ходовым испытаниям. Участие в соревновании.

 

Итоговое занятие

Итоговое занятие. Текущая аттестация: зачет по степени готовности модели.

Постановка задач на второй этап работы над моделью.

Ожидаемые результаты

 

В результате освоения программы 1-го года обучения учащиеся будут

знать:

  • исторические данные по прототипам: подводные лодки типа «Щука»,

С-13, минный заградитель «Краб», шхуны: «Св.мученик Фока», Славянка», «Nord-Ost», линкоры: «Бисмарк», «Нью Джерси», «Худ», эсминцы: «Современный», «Флетчер», морские охотники проекта 122бис, катера типа «Оса»;

  • различные способы изготовления сложных элементов деталировки;
  • технологию создания спортивной модели класса F-2S,F-NSS,F-2A/B/C,

F-4C/B;

  • возможности нового поколения радиоэлектронного управления моделями;
  • сведения по истории мореплавания и судостроения;
  • критерии стендовой оценки судомоделей;
  • новые технологии в изготовлении деталировки модели;

уметь:

  • изготавливать сложные элементы деталировки;
  • управлять моделью на открытой воде в сложных условиях (ветер, волнение, осадки);
  • строить одну из моделей повышенной сложности класса F-2S,F-NSS,

F-2A/B/C, F-4C/B;

  • выполнять спортивные нормативы на уровне кандидата в мастера.

 

Второй год обучения

Обучающие задачи:

  • расширить знания о компоновке материалов по историческому прототипу в деталях: вариантах окраски корпуса, вооружения, спасательных средствах, флагах и сигнальных устройствах, на основе кино- и фотодокументах боевой и повседневной деятельности;
  • совершенствовать навыки покраски корпуса и деталировки модели, обеспечивающих высокую стендовую оценку;
  • сформировать умения и навыки применения технологий изготовления деталировки с применением 3D-принтеров, химического травления, вакуумной прессовки;
  • совершенствовать приемы радиоуправления моделями в различных погодных условиях и обстановке.

 

Учебно-тематический план

№ п/п  

Наименование разделов, тем

Количество часов
Всего часов В том числе
Теорети-ческих Практи-ческих
Вводное занятие 3 3
1. Покраска корпуса, палубы и надстроек модели 48 13 35
1.1. Уточнение  материалов по историческому прототипу 6 3 3
1.2 Технология поэлементной покраски и сборки модели в целом. 6 2 4
1.3. Покраска корпуса модели 9 2 7
1.4. Покраска палубы модели 9 2 7
1.5. Покраска надстроек модели 9 2 7
1.6. Сборка и герметизация модели 9 2 7
2.              Деталировка модели 78 20 58
2.1. Изготовление и покраска радиолокационных и связных антенн 18 4 14
2.2. Покраска вооружения: артиллерии, ракет, торпед, мин 9 2 7
2.3. Покраска спасательных средств: катера, шлюпки, спасательных плотиков, кругов 9 2 7
2.4. Сборка и покраска рангоута, такелажа 9 2 7
2.5. Покраска дельных вещей 6 2 4
2.6. Изготовление и покраска  якорного и швартовного устройств 9 2 7
2.7. Изготовление и покраска лееров, бортовых и отличительных огней, флагов, сигнальных устройств 12 4 8
2.8. Изготовление и размещение на корпусе, надстройках и деталировке маркировочных надписей и знаков 6 2 4
3. Новые технологии и устройства радиоуправления 24 9 15
3.1. Изготовление деталировки моделей на 3D-принтере 12 4 8
3.2. Использование лазерной резки и химического травления в изготовлении деталей моделей 9 3 6
3.3. Аппаратура и устройства радиоуправления  моделями подводных лодок. 3 2 1
4. Техническое обустройство модели 21 8 13
4.1. Ходовые испытания и корректировка по их результатам шага винтов, мощности батареи, рулевого устройства 9 4 5
4.2. Корректировка веса и размещения балласта по результатам ходовых испытаний 6 2 4
4.3. Проверка качества радиоэлектронного оборудования. Текущая аттестация 6 2 4
 

5.

Совершенствование практических навыков управления моделью 39 12 27
5.1. Кубок Республики Беларусь по судомодельному спорту «Золотая осень» 6 2 4
5.2. Осенний кубок Республики Беларусь по судомодельному спорту среди юниоров  «Юнга» 6 2 4
5.3. Первый этап чемпионата учащихся г. Минска по судомодельному спорту 6 2 4
5.4. Кубок Республики Беларусь по судомодельному спорту «Защитник Отечества» 6 2 4
5.5. Первенство Республики Беларусь по судомодельному спорту «Навигация» 6 2 4
5.6. Чемпионат г. Минска по судомодельному спорту (2-й этап) 6 2 4
5.7. Судомодельные соревнования международного уровня 3 3
  Итоговая аттестация. Презентация моделей 3 3
  Итого 216 65 151

 

Содержание программы

 

Вводное занятие

Презентация программы кружка и плана работы на год. Ознакомление учащихся с утвержденным планом соревнований, выставок, конкурсов.

Оборудование кабинета. Правила безопасности на занятиях, во Дворце. Правила пожарной безопасности.

Техника безопасной работы с колющими и режущими инструментами, клеями различного назначения, красками, химическими реактивами.

 

Раздел 1. Покраска корпуса, палубы и надстроек модели

Тема 1.1.Уточнение деталей по историческому прототипу

Подбор материалов по историческому прототипу  в деталях: варианты окраски корпуса, палубы, надстроек, вооружения,  спасательных средства. Флаги и сигнальные устройства, кино- и фотодокументы боевой и повседневной деятельности. Требования к историческим материалам, представляемым для стендовой оценки модели.

Практические занятия

Поиск и подборка материалов в кино- и фотодокументах по вариантам окраски корпуса, палубы, надстроек, вооружения, спасательных средства, флагам и сигнальным устройствам.

Тема 1.2. Технология поэлементной покраски и сборки модели в целом. Проверка и корректировка ходовых параметров

Технология поэлементной покраски моделей и сборки модели в целом.

Правила безопасной работы при покраске аэрографом и готовыми аэрозолями.

Практические  занятия

Определение объема работы и уточнение  индивидуального плана для избранной модели повышенной сложности : подводная лодка класс F-2S, шхуна , класс F- NNS, боевой корабль класс F-2А/B/C, F-4B/C.

Тема 1.3. Покраска корпуса модели

Варианты покраски корпуса применительно к избранной модели.

Правила безопасной работы.

Практические занятия

Уточнение состава цветовой гаммы корпуса модели. Выбор типа краски.  Покраска подводной и надводной части, обозначение ватерлинии, покраска привального бруса, клюзов, иллюминаторов в составе корпуса.

Тема 1.4. Покраска палубы модели

Последовательность поэлементной покраски палубы.

Правила безопасной работы.

Практические занятия

Уточнение цветовой гаммы палубы. Покраска ватервейса и шпигатов, фальшборта, основной части палубы.

Тема 1.5. Покраска надстроек модели

Уточнение цветовой гаммы по элементам и ярусам надстройки.

Правила безопасной работы.

Практические занятия

Покраска надстройки и стационарных элементов, связанных с надстройкой: иллюминаторов, бортовых огней, палубы галерей, люков, трапов.

Тема 1.6. Сборка и герметизация модели

Правила сборки модели. Различные виды крепления деталей. Понятие о ватерлинии. Понятие о дифференте, крене, весовых и динамических характеристиках модели.

Практические занятия

Размещение элементов надстройки на палубе. Проверка качества покраски. Устранение дефектов: следов клея, подтеков краски, неравномерности окрашивания.

Проверка герметичности корпуса и надежности крепления элементов надстройки. Оценка качества. Визуальная оценка качества модели. Проверка герметичности и ходовых качеств в бассейне.

Определение весовых и динамических характеристик модели. Баластировка в бассейне. Пробные пуски.

 

Раздел 2. Деталировка модели

Тема 2.1. Изготовление и покраска радиолокационных и связных антенн

Типы корабельных связных и радиолокационных антенн, способы их изготовления и покраски. Правила безопасной работы.

Практические занятия

Изготовление и покраска связных и радиолокационных антенн.

Тема 2.2. Покраска вооружения: артиллерии, ракет, торпед, мин

Цветовая гамма и способы покраски вооружения.

Практические занятия

Подборка и составление цветовой гаммы вооружения. Покраска вооружения в соответствии с вариантами окраски прототипа.

Тема 2.3. Покраска спасательных средств: катера, шлюпки, спасательных плотиков, кругов

Основные цвета окраски спасательных средств кораблей и судов.

Практические занятия

Покраска спасательных средств в соответствии с прототипом.

Тема 2.4. Сборка и покраска рангоута, такелажа

Технология сборки рангоута. Цветовая гамма рангоута и такелажа.

Практические занятия

Покраска стоячего и бегучего такелажа.

Сборка и покраска рангоута.

Тема 2.5. Покраска дельных вещей

Цветовая гамма покраски дельных вещей.

Практические занятия

Покраска дельных вещей.

Тема 2.6. Изготовление и покраска якорного и швартовного устройств

Состав и технология изготовления якорного и швартовного устройств.

Практические занятия

Изготовление и покраска  якорного и швартовного устройств: якорей и якорных цепей, вьюшек, стопоров, шпилей и брашпилей, кнехт, уток, киповых планок.

Тема 2.7. Изготовление и покраска лееров, бортовых и отличительных огней, флагов, сигнальных устройств

Приемы изготовления лееров, флагов, сигнальных устройств в точном соответствии прототипу.

Практические занятия

Изготовление  и покраска лееров, флагов, сигнальных устройств.

Тема 2.8. Изготовление и размещение на корпусе, надстройках  и деталировке маркировочных надписей и знаков

Основные маркировочные надписи и знаки. Приемы нанесения маркировочных надписей и знаков на корпусе, надстройках и деталировке моделей.

Практические занятия

Изготовление и нанесение маркировочных знаков и надписей на корпус, надстройки  и деталировку модели.

 

Раздел 3. Новые технологии и устройства радиоуправления

Тема 3. 1. Изготовление деталировки моделей на 3D-принтере                

Программное обеспечение работы принтера для изготовления элементов деталировки.

Практические занятия

Изготовление элементов деталировки на 3D-принтере: шпигатов, вентилей, трапов, талрепов, иллюминаторов, блоков.

Тема 3.2. Использование лазерной резки и химического травления в изготовлении деталей моделей

Лазерная резка и химическое травление в изготовлении деталей из пластика, меди,  латуни. Правила безопасной работы.

Практические занятия

Изготовление плоских элементов деталировки методами лазерной резки:

окантовки дверей, иллюминаторов, сложных по форме элементов деталировки.

Тема 3.3. Аппаратура и устройства радиоуправления моделями подводных лодок

Основы теории радиоуправления погруженными подводными лодками и их моделями. Управление моделью подводной лодки на дистанции фигурного курса.

Практические занятия

Управление моделью подводной лодки в бассейне на дистанции.

 

Раздел 4. Техническое обустройство модели

Тема 4.1. Ходовые испытания и корректировка по их результатам шага винтов, мощности батареи, рулевого устройства

Способы измерения предельных токов нагрузки и состояния силовой батареи. Коррекции шага винта.

Практические занятия

Корректировка  шага винтов, мощности батареи, рулевого устройства.

Тема 4.2.Корректировка веса и размещения балласта по результатам ходовых испытаний

Способы оценки  правильности размещения балласта на  модели.

Практические занятия

Распределение, уменьшение или увеличение балласта для достижения оптимальных  ходовых параметров модели.

Тема 4.3. Проверка качества радиоэлектронного оборудования

Способы проверки качества радиоэлектронного оборудования и ходовых параметров модели: дальность действия передатчика, устойчивости на курсе, маневренности.

Практические занятия

Проверка качества радиоэлектронного оборудования: дальность действия передатчика, устойчивости на курсе, маневренности модели.

Текущая аттестация в форме выставки моделей.

 

Раздел 5.Совершенствование практических навыков управления моделью

Тема 5.1. Кубок Республики Беларусь по судомодельному спорту «Золотая осень»

Изучение положения, постановка задач на соревнования, распределение участников по классам моделей.

Практические занятия

Подготовка моделей к стендовым и ходовым соревнованиям. Участие в соревновании.

Тема 5.2. Осенний кубок Республики Беларусь по судомодельному спорту среди юниоров  «Юнга »

Изучение положения, постановка задач на соревнования, распределение участников по классам моделей.

Практические занятия

Подготовка моделей к стендовым и ходовым испытаниям. Участие в соревновании.

Тема 5.3. Первый этап чемпионата учащихся г. Минска по судомодельному спорту

Изучение положения и распределение участников по классам моделей.

Практические занятия

Подготовка моделей к стендовым и ходовым испытаниям. Участие в соревновании.

Тема 5.4. Кубок Республики Беларусь по судомодельному спорту «Защитник Отечества»

Изучение положения и распределение участников по классам моделей.

Практические занятия

Подготовка моделей к стендовым и ходовым испытаниям. Участие в соревновании.

Тема 5.5.Первенство Республики Беларусь по судомодельному спорту «Навигация»

Изучение положения и распределение участников по классам моделей.

Практические занятия

Подготовка моделей модели к стендовым и ходовым испытаниям.

Тема 5.6. Чемпионат г. Минска по судомодельному спорту (2-й этап)

Изучение положения и распределение участников по классам моделей.

Практические занятия

Подготовка моделей к стендовым и ходовым испытаниям. Участие в соревновании.

Тема 5.7. Судомодельные соревнования международного уровня

Практические занятия

Подготовка моделей к стендовым и ходовым испытаниям. Участие в соревновании.

 

Итоговая аттестация

Презентация учащимися моделей, отчет о результатах участия в соревнованиях.

 

Ожидаемые результаты

 

В результате освоения всего курса программы учащиеся будут

знать:

  • исторические сведения о прототипах моделей, изготовленных учащимися (истории постройки, эксплуатации, боевой и повседневной деятельности);
  • приемы покраски корпуса и деталировки, обеспечивающие высокую стендовую оценку;
  • технологии изготовления деталировки с применением 3D-принтеров, химического травления, вакуумной прессовки;
  • способы отработки приемов управления готовой моделью в различных погодных условиях;

уметь:

осуществлять высококачественную покраску модели акриловыми и анилиновыми красителями;

  • изготавливать сложные элементы деталировки и вооружения с применением современных технологий: 3D-принтеров, травления, напыления;
  • управлять моделью на открытой воде в сложных погодных условиях (ветер, волнение, осадки);
  • построить одну из моделей повышенной сложности класса F-2S,F-NSS,F-2A/B/C, F-4C/B;
  • выполнить норматив мастера, кандидата в мастера судомодельного спорта.

Освоение программы позволит учащимся усовершенствовать конструкторские способности, овладеть новыми технологиями, закрепить  практические навыки работы с различными инструментами.

 

Формы и методы реализации программы

Педагог в образовательном процессе применяет современные педагогические технологии и приемы работы, формирует у учащихся профессиональный интерес к судомоделизму. Учащиеся под руководством педагога составляют индивидуальный план и работают в соответствии с ним. В начале обучения учащиеся под руководством педагога выбирают прототип модели повышенной сложности и изготавливают по 1 модели повышенной сложности, т.е. имеющие в своем составе от 300 до 500 деталей. Прототип модели соответсвует интересам и уровню мастерства учащегося. Изготовление модели состоит из двух этапов:

  1. этап – выбор прототипа модели повышенной сложности, проектирование и доведение модели до степени готовности, позволяющей провести ходовые испытания.
  2. этап – доработка деталировки, корректировка ходовых параметров, высококачественная покраска модели в точном соответствии с историческим прототипом.

Настоящая программа предусматривает режим работы, сочетающий работу самостоятельную и кружковую, индивидуальную и в составе группы: тренировки по управлению моделью в бассейне и на открытой воде, изготовление сложных деталей с использованием станочного парка, отливки, травления, вакуумной прессовки, покраски и других операций, требующих контроля педагога и соответствующего обеспечения.

Программа позволяет в полной мере реализовать индивидуальный подход и коллективную работу, помогает сформировать актив судомоделистов различных направлений судомодельного спорта. Программа направлена на формирование единой сборной команды учреждения образования, способной добиться как индивидуальных побед, так и успеха команды в целом.

В процессе обучения педагог использует следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного обучения и эвристический, метод проектов. Для мотивации творческой работы учащихся, организации взаимодействия и взаимопомощи применяются методы создания ситуации успеха, взаимопроверки, предоставления самостоятельного поиска и выбора модели.

Теоретический материал учащиеся осваивают через такие методы обучения как лекции и мини-лекции по теории и устройству корабля, основам радиоэлектроники, беседы. В процессе обучения учащиеся самостоятельно готовят доклады, сообщения по истории кораблестроения, с которыми выступают на занятиях. Эффективному освоению программы способствуют материалы учебно-методического комплекса.

Основными методами практического обучения являются выполнение тренировочных упражнений для совершенствования навыков управления моделью, работы с инструментами и материалами, самостоятельная работа над моделью в часы отведенные программой, а также в часы клубных занятий и дома под руководством педагога, подготовка и участие в соревнованиях, выставках, конкурсах исторической направленности. Педагог в процессе реализации программы работает с каждым учащимся индивидуально в соответствии с индивидуальным планом, делая основной упор на самостоятельную работу.

Необходимым условием успеха является освоение новых технологий с применением принтеров объемной печати (3D-принтеры), лазерных установок, химического травления и электролитического напыления. Работа в кружке предполагает обязательное использование современных безопасных для здоровья технологий, в особенности при работе с различными клеями и красками.

Подготовка к соревнованиям, конкурсам, выставкам, а также участие в них является обязательным разделом программы, так как спортивные разряды присваиваются по итогам соревнований на основе протоколов, оформленных судейской коллегией по нормам, установленным правилами судомодельных соревнований. Во время учебно-тренировочных занятий  и соревнований особое внимание уделяется дисциплине и культуре поведения, добросовестному отношению к своим обязанностям. Для получения спортивного разряда от 1 юношеского до мастера спорта необходимо набрать определенное количество баллов по стендовой оценке, а также ходовым испытаниям различного уровня соревнований: чемпионат города, межобластные, республиканские соревнования. Для учащихся, не принявших участие в соревнованиях того или иного вида по каким-то причинам, проводится общее занятие с выставлением индивидуальной оценки по правилам судомодельного спорта для стендовых соревнований.

Текущий контроль знаний и умений учащихся осуществляется через беседы, анализ выполнения практических заданий, оценку выполненной модели (визуальной проверки правильности разметки, качества и аккуратности изготовления и покраски модели), анализ результатов участия в различных соревнованиях (городских, межобластных, республиканских), выполнение нормативов спортивных разрядов. Текущая аттестация учащихся проводится в форме зачета по степени готовности модели и предполагает индивидуальную оценку моделей (степень готовности, качество исполнения, ходовые параметры) компетентными сторонними специалистами, а также выставку моделей.

Форма итоговой аттестации – презентация учащимися моделей и отчет о результатах участия в соревнованиях с присвоением спортивного звания кандидата либо мастера судомодельного спорта.

По результатам итоговой аттестации учащимся выдается свидетельство о дополнительном образовании детей и молодежи.

 

Литература и информационный ресурс

  1. Верфь деревянного судостроения Варяг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.varyag.onego.ru. –  Дата доступа: 05.09.2016.
  2. Верфь на столе Варяг [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.shipmodeling.ru. – Дата доступа: 05.09.2016.
  3. Дрегалин, А. Азбука судомоделизма / А. Н. Дрегалин. – Санкт-Петербург: Полигон, 2003. – 185 с.
  4. Журнал «Моделист-конструктор» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.modelist-konstruktor.ru. – Дата доступа: 08.06.2016.
  5. Журнал «Катера и яхты» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://katera.ru/files/magazines/226/048-049.pdf . – Дата доступа: 08.06.2016.
  6. История военно-морского флота [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://battleships.spb.ru. Дата доступа: 08.06.2016.
  7. Куртни, О. Постройка моделей судов: Энциклопедия судомоделизма / О. Куртни. – Л. : Cудостроение, 1978. – 533 c.
  8. Леонтьев, Е. Школа яхтенного рулевого / Е. Леонтьев. – Ленинград: Физкультура и спорт, 1974. – 216 с.
  9. Маркварт, К. Х. Рангоут, такелаж и паруса судов ХVII-ХVIII века / К. Х. Рангоут. – Л.: Судостроение,1991. – 286 с.
  • Международная федерация судомоделистов флота [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://naviga.org.– Дата доступа: 30.08.2016.
  • Модели кораблей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://shipmodels.ru. – Дата доступа: 30.08.2016.
  • Новости военно-промышленного комплекса России и других стран [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vpk.name/library/r/ka. – Дата доступа: 30.08.2016.
  • Целовальников, А. Справочник судомоделиста часть 1 / А. С. Целовальников. – М.: ДОСААФ  СССР, 1981. – 141 с.
  • Целовальников, А. Справочник судомоделиста часть 2 / А. С. Целовальников. – М.: ДОСААФ  СССР, 1983. – 158 с.
  • Целовальников, А. Справочник судомоделиста часть 1 / А. С. Целовальников.  М.: ДОСААФ  СССР, 1984. – 154 с.
  • Черников, И. И. Энциклопедия речного флота / И. И. Черников. – М. : Полигон, 2004. – 696 с.
  • Шапиро, Л. С. Самые быстрые корабли / Л. С. Шапиро. – М.: Просвещение, 1997. – 96с.
  • Шнейдер, И. Модели советских парусных судов / И. Шнейдер, Ю.Г.Белецкий. – Ленинград: Судостроение, 1990. – 109 с.
  • Юный техник [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.utechnik.ru. – Дата доступа: 30.08.2016.