Заседание городского методического объединения по краеведению «Образовательный потенциал краеведческой деятельности: соединение теории и практики» 

Составитель: методист Якшук Г.Н.

 

23 декабря 2022 года состоялось заседание городского методического объединения по краеведению «Образовательный потенциал краеведческой деятельности: соединение теории и практики» с целью совершенствования краеведческой деятельности учреждений образования как значимой составляющей образовательного пространства и ресурса в патриотическом воспитании учащихся.

Заседание прошло в форме панорамы опыта в онлайн-формате. В нем приняло участие 23 учреждения образования города Минска. В рамках программы состоялось обсуждение актуальных форм и методов организации краеведческой работы с учащимися, презентация положительного педагогического опыта в этом направлении.

 

Участники:руководители  музеев учреждений образования, педагоги, курирующие музейную и краеведческую работу.

Планируемые результаты: формирование новых знаний в области краеведения

Регламент работы и условия проведения: 1 час

 

 Цель: совершенствование краеведческой деятельности учреждений образования как значимой составляющей образовательного пространства и ресурса в патриотическом воспитании детей и молодёжи.

 

Задачи:

  • Совершенствование профессиональных компетенцийпедагогов-краеведов, их педагогического и методического мастерства.
  • Раскрыть актуальные аспекты краеведческой деятельности: реалии и перспективы.
  • Выявление, обобщение и распространение эффективного методического и педагогического опыта краеведческой деятельности.

 

План проведения

Теоретическая часть

  • Приветствие и знакомство с проблемным полем
  • «Знаковые краеведческие проекты». (Заместитель директорапо методической работеМГТЭЦДиМ,Инна Леонидовна Козловская).

Практическая часть

  • Диалоговая площадка. Панорама опыта.
  • «Мой родны кут, як ты мне мілы» – краеведческая деятельность на учебныхзанятиях по истории и во внеурочное время»,ЗеноваТатьяна Васильевна, учитель истории ГУО «Гимназия №15

г. Минска».

  • «Деятельность поискового отряда «Юные краеведы», БокшаАнна Вячеславовна, учитель истории, руководитель музея ГУО «Средняя школа №139 г. Минска имени А.В.Ладутько».
  • «От теории к практике», Кудревич Татьяна Ивановна, учитель информатики, руководитель Народного музея ГУО «Средняя школа №199 г. Минска имени Пимена Панченко».
  • «Культурно-просветительский проект как средство формирования зрительской и музейной культуры учащихся», Якшук Галина Николаевна, методист МГТЭЦДиМ.

Заключительная часть

  • Подведение итогов работы

Знакомство с проблемным полем.

В современном понимании педагогическое краеведение – это образовательно-воспитательная работа, включающая ознакомление обучающихся  на учебных занятиях с природными особенностями той местности, где они проживают, с ее народным хозяйством, культурой, историческим развитием. Краеведение в учреждении образования — одно из важных средств связи образования и воспитания с жизнью, развития интереса к знаниям, воспитания стремления к самостоятельной творческой, познавательной, трудовой и общественно-политической деятельности.

Использование краеведческого материала в педагогическом процессе повышает уровень воспитания у учащихся патриотизма, толерантности, дружбы между народами, помогает учащимся в самостоятельном выборе профессии.

Возможности стимулирования и развития активности и самостоятельности обучающихся в процессе краеведческой деятельности определяются, во-первых, тем, что краеведение позволяет учащимся изучать окружающую их среду, дает им знания о чертах социокультурной и производственной жизни региона, о существующей системе социальных отношений, что способствует более глубокому общему развитию обучающихся и ориентации в окружающем их мире. Во-вторых, краеведение позволяет включать обучающихся в разнообразные формы деятельности, что создает условия для развития их познавательной активности, самостоятельности, способствует творческому поиску, приобретению опыта разновозрастного общения. В процессе деятельности для ребят открываются возможности самопознания и самореализации, происходит становление чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах. Коллективные формы краеведческой деятельности способствуют развитию чувства коллективизма, становлению у обучающихся коммуникативной культуры, готовности к диалогу, взаимопониманию и взаимопомощи, формированию активности и самостоятельности.

 

  1. Знаковые краеведческие проекты». (Заместитель директора по методической работе МГТЭЦДиМ, Инна Леонидовна Козловская).
  2. Практическая часть.. Панорама опыта.
  • «Мой родны кут, як ты мне мілы» – краеведческая деятельность на учебныхзанятиях по истории и во внеурочное время»», ЗеноваТатьяна Васильевна, учитель истории ГУО «Гимназия №15

г. Минска».

  • «Деятельность поискового отряда «Юные краеведы», БокшаАнна Вячеславовна, учитель истории, руководитель музея ГУО «Средняя школа №139 г. Минска имени А.В.Ладутько».
  • «От теории к практике», Кудревич Татьяна Ивановна, учитель информатики, руководитель Народного музея ГУО «Средняя школа №199 г. Минска имени Пимена Панченко».
  • «Культурно-просветительский проект как средство формирования зрительской и музейной культуры учащихся», Якшук Галина Николаевна, методист МГТЭЦДиМ.

 

4.Заключительный этап.

Обмен опытом, обобщение материала, выделение общего и полезного в работе.

Выводы и рекомендации:

  1. Продолжить работу по привлечению к поисковой и исследовательской работе краеведческой направленности учащихся учреждений образования
  2. Продолжить работу по практическому использованию краеведческого материала в педагогическом процессе.
  3. Принять активное участие в работе республиканских краеведческих конкурсов, Городских краеведческих чтений.