Заседание городского методического объединения по краеведению «Образовательный потенциал краеведческой деятельности: соединение теории и практики»
Составитель: методист Якшук Г.Н.
23 декабря 2022 года состоялось заседание городского методического объединения по краеведению «Образовательный потенциал краеведческой деятельности: соединение теории и практики» с целью совершенствования краеведческой деятельности учреждений образования как значимой составляющей образовательного пространства и ресурса в патриотическом воспитании учащихся.
Заседание прошло в форме панорамы опыта в онлайн-формате. В нем приняло участие 23 учреждения образования города Минска. В рамках программы состоялось обсуждение актуальных форм и методов организации краеведческой работы с учащимися, презентация положительного педагогического опыта в этом направлении.
Участники:руководители музеев учреждений образования, педагоги, курирующие музейную и краеведческую работу.
Планируемые результаты: формирование новых знаний в области краеведения
Регламент работы и условия проведения: 1 час
Цель: совершенствование краеведческой деятельности учреждений образования как значимой составляющей образовательного пространства и ресурса в патриотическом воспитании детей и молодёжи.
Задачи:
- Совершенствование профессиональных компетенцийпедагогов-краеведов, их педагогического и методического мастерства.
- Раскрыть актуальные аспекты краеведческой деятельности: реалии и перспективы.
- Выявление, обобщение и распространение эффективного методического и педагогического опыта краеведческой деятельности.
План проведения
Теоретическая часть
- Приветствие и знакомство с проблемным полем
- «Знаковые краеведческие проекты». (Заместитель директорапо методической работеМГТЭЦДиМ,Инна Леонидовна Козловская).
Практическая часть
- Диалоговая площадка. Панорама опыта.
- «Мой родны кут, як ты мне мілы» – краеведческая деятельность на учебныхзанятиях по истории и во внеурочное время»,ЗеноваТатьяна Васильевна, учитель истории ГУО «Гимназия №15
г. Минска».
- «Деятельность поискового отряда «Юные краеведы», БокшаАнна Вячеславовна, учитель истории, руководитель музея ГУО «Средняя школа №139 г. Минска имени А.В.Ладутько».
- «От теории к практике», Кудревич Татьяна Ивановна, учитель информатики, руководитель Народного музея ГУО «Средняя школа №199 г. Минска имени Пимена Панченко».
- «Культурно-просветительский проект как средство формирования зрительской и музейной культуры учащихся», Якшук Галина Николаевна, методист МГТЭЦДиМ.
Заключительная часть
- Подведение итогов работы
Знакомство с проблемным полем.
В современном понимании педагогическое краеведение – это образовательно-воспитательная работа, включающая ознакомление обучающихся на учебных занятиях с природными особенностями той местности, где они проживают, с ее народным хозяйством, культурой, историческим развитием. Краеведение в учреждении образования — одно из важных средств связи образования и воспитания с жизнью, развития интереса к знаниям, воспитания стремления к самостоятельной творческой, познавательной, трудовой и общественно-политической деятельности.
Использование краеведческого материала в педагогическом процессе повышает уровень воспитания у учащихся патриотизма, толерантности, дружбы между народами, помогает учащимся в самостоятельном выборе профессии.
Возможности стимулирования и развития активности и самостоятельности обучающихся в процессе краеведческой деятельности определяются, во-первых, тем, что краеведение позволяет учащимся изучать окружающую их среду, дает им знания о чертах социокультурной и производственной жизни региона, о существующей системе социальных отношений, что способствует более глубокому общему развитию обучающихся и ориентации в окружающем их мире. Во-вторых, краеведение позволяет включать обучающихся в разнообразные формы деятельности, что создает условия для развития их познавательной активности, самостоятельности, способствует творческому поиску, приобретению опыта разновозрастного общения. В процессе деятельности для ребят открываются возможности самопознания и самореализации, происходит становление чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах. Коллективные формы краеведческой деятельности способствуют развитию чувства коллективизма, становлению у обучающихся коммуникативной культуры, готовности к диалогу, взаимопониманию и взаимопомощи, формированию активности и самостоятельности.
- Знаковые краеведческие проекты». (Заместитель директора по методической работе МГТЭЦДиМ, Инна Леонидовна Козловская).
- Практическая часть.. Панорама опыта.
- «Мой родны кут, як ты мне мілы» – краеведческая деятельность на учебныхзанятиях по истории и во внеурочное время»», ЗеноваТатьяна Васильевна, учитель истории ГУО «Гимназия №15
г. Минска».
- «Деятельность поискового отряда «Юные краеведы», БокшаАнна Вячеславовна, учитель истории, руководитель музея ГУО «Средняя школа №139 г. Минска имени А.В.Ладутько».
- «От теории к практике», Кудревич Татьяна Ивановна, учитель информатики, руководитель Народного музея ГУО «Средняя школа №199 г. Минска имени Пимена Панченко».
- «Культурно-просветительский проект как средство формирования зрительской и музейной культуры учащихся», Якшук Галина Николаевна, методист МГТЭЦДиМ.
4.Заключительный этап.
Обмен опытом, обобщение материала, выделение общего и полезного в работе.
Выводы и рекомендации:
- Продолжить работу по привлечению к поисковой и исследовательской работе краеведческой направленности учащихся учреждений образования
- Продолжить работу по практическому использованию краеведческого материала в педагогическом процессе.
- Принять активное участие в работе республиканских краеведческих конкурсов, Городских краеведческих чтений.